Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

Н.Ю. Коневалова, И.В. Городецкая, С.А. Кабанова, В.В. Кугач
Исследование формирования профессиональной  компетентности студентов
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

Резюме.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов Республики Беларусь третьего поколения подготовка специалистов должна быть ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Для оценки деятельности Витебского государственного медицинского университета по формированию профессиональных компетенций у студентов 4-6 курсов лечебного факультета, 3-5 курсов фармацевтического и стоматологических факультетов проведено анкетирование 2137 человек. В результате анализа результатов анкетирования определены основные направления оптимизации образовательного процесса в университете в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. С учетом предложений студентов об увеличении количества часов для изучения дисциплин «фармакология», «хирургические болезни», «акушерство и гинекология», «внутренние болезни» (лечебный факультет), «фармакология с основами фармакотерапии» (фармацевтический факультет), «терапевтическая стоматология», «стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» (стоматологический факультет) заведующим кафедрами рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке курсов по выбору по этим дисциплинам. При организации образовательного процесса по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам преподавателям необходимо уделять внимание развитию у студентов социально-личностных компетенций в плане формирования основ межличностного общения с пациентами и коллегами, а также с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательный процесс, анкетирование студентов.

Литература

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. И. Артюхина [и др.] ; под ред. Е. В. Лопановой. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 256 с.
2. Смаилова, Ж. К. Некоторые аспекты компетентностного подхода в высшем медицинском образовании / Ж. К. Смаилова // Наука и здравоохранение. – 2010. – № 1. – С. 43-44.
3. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Электронный ресурс] / Дж. Равен. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://fanread.ru/book/1039740/. – Дата доступа: 31.05.2015.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Российский государственный гуманитарный институт. Аспирантура и докторантура [сайт]. – Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758. – Дата доступа: 31.05.2015.
5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской – Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/77200/index-30064.html. – Дата доступа: 31.05.2015.
6. ОСВО 1-79 01 01-2013. Высшее образование. Вторая ступень  (магистратура). Специальность 1-79 80 01 Акушерство и гинекология. Степень магистр медицинских наук = Вышэйшая адукацыя. Другая ступень (магістратура). Спецыяльнасць 1-79 80 01 Акушэрства і гінекалогія. Ступень магістр медыцынскіх навук. – Введ. 2013-08-30. – Минск, 2013. – 17 с.
7. ОСВО 1-79 01 07-2013. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 07 Стоматология. Квалификация врач = Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасць 1-79 01 07 Стаматалогія. Кваліфікацыя урач. – Введ. 2013-08-30. – Минск, 2013. – 50 с.
8. ОСВО 1-79 01 08-2013. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 08 Фармация. Квалификация провизор = Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасць 1-79 01 08 Фармацыя. Кваліфікацыя правізар. – Введ. 2013-08-30. – Минск, 2013. – 52 с.
9. Волкова, Т. И. Роль и организация самостоятельной работы студентов при формировании профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / Т. И. Волкова, А. М. Мойсинович. – Режим доступа: http://www.gvw-rggu.narod.ru/section/section1/stati2012/volkova_moysinovich.htm. – Дата доступа: 31.05.2015.
10. Учебный процесс глазами преподавателей и студентов / В. П. Дейкало [и др.] / Вестн. ВГМУ. – 2011. – Т. 10, № 4. – С. 173-179.
11. Кабанова, С. А. Результаты анкетирования студентов-выпускников стоматологического факультета / С. А. Кабанова // Вестн. ВГМУ. – 2014. – Т. 13, № 4. – С. 184-185.
12. Кугач, В. В. Результаты анкетирования студентов-выпускников фармацевтического факультета дневной формы получения образования / В. В. Кугач, Е. А. Серак // Вестн. ВГМУ. – 2014. – Т. 13, № 4. – С. 186-187.
13. Городецкая, И. В. Отношение студентов ВГМУ к использованию рейтинговой системы оценки знаний / И. В. Городецкая, Э. А. Загнойко // Вестн. ВГМУ. – 2014. – Т. 13, № 3. – С. 169-173.

Сведения об авторах:
Коневалова Н.Ю. – д.б.н., профессор, проректор по учебной работе и международным связям, профессор кафедры общей и клинической биохимии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,
Городецкая И.В. – д.м.н., профессор, декан лечебного факультета, профессор кафедры нормальной физиологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Кабанова С.А. – к.м.н., доцент, декан стоматологического факультета, доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Кугач В.В. – к.ф.н., доцент, декан фармацевтического факультета, доцент кафедры организации и экономики фармации УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», деканат лечебного факультета. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Городецкая Ирина Владимировна.

Поиск по сайту