Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.1.85

Адаскевич В.П.
Новые методы практикоориентированного преподавания дерматологии на базе дерматологической клиники
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2019. – Том 18, №1. – С. 85-91.

Резюме.
Уникальным характером медицинского образования в амбулаторных (поликлинических) условиях обусловлены проблемы в преподавании и обучении, которые нельзя решить простой адаптацией традиционных методов преподавания в условиях стационара. Преподавание, основанное на изучении случаев из практики, – ключ к эффективному практикоориентированному обучению решения медицинских проблем в дерматологии. В данной статье рассматриваются наиболее популярные методы преподавания, предполагающие изучение клинических случаев из практики. Быстрое одноминутное наставничество, шестишаговый подход к клиническому обучению с учетом интересов обучаемого и метод узнавания и воспроизведения стандартных ситуаций – модели обучения, основанные на разборе случаев пациентов в условиях поликлинической базы. Метод узнавания и воспроизведения стандартных ситуаций в дерматологии особенно полезен при обучении распознавания ситуации по стандартной шаблонной схеме. Сфокусированная на учащемся модель, предназначенная для презентации случаев пациента наставнику, получила название SNAPPS, по начальным буквам слов, обозначающих шесть шагов, из которых модель состоит: 1-й шаг (Summarize) – суммируйте кратко историю и данные осмотра; 2-й шаг (Narrow) – ограничьте дифференциальный диагноз двумя или тремя возможными патологиями; 3-й шаг (Analyze) – проанализируйте заболевания, входящие в дифференциальный диагноз сравнивая и противопоставляя возможные патологии; 4-й шаг (Probe) – расспросите наставника о непонятных моментах, трудностях или альтернативных подходах; 5-й шаг (Plan) – планируйте лечение, исходя из случая пациента; и 6-й шаг (Select) – опираясь на случай пациента, выберите тему для самостоятельного изучения. Все эти методы предназначены для применения в рамках классического обучения в амбулаторных условиях.
Ключевые слова: практикоориентированное обучение, дерматология, случаи из практики.

Литература

1. Aluko, A. Teaching & Learning Tips 9: Case-based teaching with Patients / A. Aluko, J. Rana, S. Burgin // Intern. J. Dermatol. – 2018. – Vol. 57, N 7. – P. 858–861.
2. Advantages and perspectives of teaching in outpatient clinics: a systematic review / H. Almoallim [et al.] // Creat. Educ. – 2015 Jan. – Vol. 6, N 16. – P. 1782–1789.
3. Hartmann, A. C. Interactive mechanisms for teaching dermatology to medical students / A. C. Hartmann, P. D. Cruz // Arch. Dermatol. – 1998 Jun. – Vol. 134, N 6. – P. 725–728.
4. Student perceptions of the one minute preceptor and traditional preceptor models / A. Teherani [et al.] // Med. Teach. – 2007 May. – Vol. 29, N 4. – P. 323–327.
5. The effectiveness of case based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 / J. E. Thistlethwaite [et al.] // Med. Teach. – 2012. – Vol. 34, N 6. – P. e421–e444.
6. Comparing problem based learning with case based learning: effects of a major curricular shift at two institutions / M. Srinivasan [et al.] // Acad. Med. – 2007 Jan. – Vol. 82, N 1. – P. 74–82.
7. Irby, M. Teaching and learning in ambulatory care settings: a thematic review of the literature / M. Irby // Acad. Med. – 1995 Oct. – Vol. 70, N 10. – P. 898–931.
8. A five-step «microskills» model of clinical teaching / J. O. Neher [et al.] // J. Am. Board. Fam. Pract. – 1992 Jul-Aug. – Vol. 5, N 4. – P. 419–424.
9. Pascoe, J. Maximizing teaching on the wards: review and application of the One Minute Preceptor and SNAPPS models / J. M. Pascoe, J. Nixon, V. J. Lang // J. Hosp. Med. – 2015 Feb. – Vol. 10, N 2. – P. 125–130.
10. McGee, S. R. Teaching in the outpatient clinic / S. R. McGee, D. M. Irby // J. Gen. Intern. Med. – 1997 Apr. – Vol. 12, suppl. 2. – P. S34–S40.
11. Wolpaw, T. M. SNAPPS: a learner-centered model for outpatient education / T. M. Wolpaw, D. R. Wolpaw, K. K. Papp // Acad. Med. – 2003 Sep. – Vol. 78, N 9. – P. 893–898.
12. The Art of Precepting: Socrates or Aunt Minnie? / A. S. Cunningham [et al.] // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. – 1999 Feb. – Vol. 153, N 2. – P. 114–116.
13. Effect of processing strategy on diagnostic skill in dermatology / R. Regehr [et al.] // Acad. Med. – 1994 Oct. – Vol. 69, N 10, suppl. – P. S34–S36.

Сведения об авторах:
Адаскевич В.П. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой дерматовенерологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра дерматовенерологии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Адаскевич Владимир Петрович.

Поиск по сайту