Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.114

Асмоловский А.В., Шаматкова С.В.
Особенности преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии на современном этапе
Смоленский государственный медицинский университет, г. Смоленск, Российская Федерация

Вестник ВГМУ. – 2019. – Том 18, №5. – С. 114-119.

Резюме.
При старой системе образования современному студенту становится неинтересно, ему трудно мыслить, общаться, анализировать, запоминать и осваивать получаемые медицинские теоретические и практические знания. На одного преподавателя приходится в среднем по 28-30 обучающихся. Кроме того, часто отсутствует согласованность и последовательность изучения медицинских дисциплин в современных учебных планах. Мы предлагаем процесс обучения построить так, чтобы курс топографической анатомии следовал бы сразу за курсом нормальной анатомии и служил мостом к изучению клинических дисциплин; использовать методы дистанционного обучения и контроля полученных знаний для подготовки к текущим занятиям, что позволит освободить время для углубленного разбора изучаемых тем;  все занятия проводить только циклами с обязательными виртуальными и реальными секционными курсами;  разбирать скелето- и голотопию на основе примеров пропедевтики хирургических и внутренних болезней, а синтопию – на основе решения ситуационных клинических задач. Все сказанное выше позволит существенно повысить интерес у студентов к изучению топографической  анатомии и оперативной хирургии, сформировать мотивацию и заложить основы клинического мышления.
Ключевые слова: преподавание, оперативная хирургия, топографическая анатомия, виртуальный секционный курс.

Литература

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе : учеб.-метод. пособие / А. И. Артюхина [и др.]. – Омск : Полиграф. центр КАН, 2012. – 198 с.
2. Суровцева, Т. И. Традиции и современность в развитии высшей школы в России ХХI века (к 10-летию подписания Болонской декларации) / Т. И. Суровцева // Медицинское образование–2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием, Москва, 4–5 апр. 2013 г. – Москва, 2013. – С. 490–492.
3. Амирова, В. Р. Инновационные технологии в совершенствовании специалиста в медицинском вузе / В. Р. Амирова // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования : материалы конф. – Уфа, 2013. – С. 62–64.
4. Арабидзе, Г. Г. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования / Г. Г. Арабидзе, С. И. Куденцова // Мед. образование и проф. развитие. – 2012. – № 2. – С. 57–64.
5. Бондаренко, Е. В. Формирование профессионально-субъектной позиции студента медика: роль преподавателя / Е. В. Бондаренко // Медицинское образование–2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием, Москва, 4–5 апр. 2013 г. – Москва, 2013. – С. 73–75.
6. Буш, Е. Информационная интоксикация. Педагогический диагноз для современных студентов-медиков неутешителен [Электронный ресурс] / Е. Буш // Мед. газета. – 2018. – 7 марта (№ 9). – Режим доступа: http://www.mgzt.ru/n-9-ot-7-marta-2018-g/informatsionnaya-intoksikatsiya. – Дата доступа: 13.09.2019.
7. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения [Электронный ресурс] / А. В. Кочубей [и др.] // Современ. проблемы науки и образования. – 2015. – № 2, ч. 1. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17158. – Дата доступа: 04.10.2019.
8. Гуменюк, С. Е. Нестандартные формы интегрированных занятий и формирование профессиональных компетенций / С. Е. Гуменюк, А. Ю. Сидельников // Медицинское образование–2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием, Москва, 4–5 апр. 2013 г. – Москва, 2013. – С. 135–136.
9. Куршев, В. В. Новое образовательное медицинского пространство – важнейший фактор подготовки компетентного специалиста / В. В. Куршев // Медицинское образование–2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием, Москва, 4–5 апр. 2013 г. – Москва, 2013. – С. 280–282.
10. Мельникова, И. Ю. Обучение врачей: новые педагогические парадигмы / И. Ю. Мельникова, М. Г. Романцов // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования : материалы конф. – Уфа, 2013. – С. 11–13.
11. Мельникова, И. Ю. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе / И. Ю. Мельникова, М. Г. Романцов // Междунар. журн. эксперим. образования. – 2013. – № 11-2. – С. 47–52.
12. Романцов, М. Г. Модернизация медицинского образования посредством включения элементов конструктивной педагогики в образовательный процесс/ М. Г. Романцов, О. В. Шамшева, И. Ю. Мельникова // Дет. инфекции. – 2015. – Т. 14, № 1. – С. 55–59.
13. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болонской декларации при обучении будущих врачей / М. Г. Романцов [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. – 2011. – № 1. – С. 32–35.

Сведения об авторах:
Асмоловский А.В. – д.м.н., профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, Смоленский государственный медицинский университет,
Шаматкова С.В. – к.м.н., доцент, зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, Смоленский государственный медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Российская Федерация, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28, Смоленский государственный медицинский университет, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Асмоловский Александр Валентинович.

Поиск по сайту