Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2016.2.110

Рублевская Е.И.*, Дивакова Т.С.**, Лаптиева Л.Н.***
Роль медицинского колледжа в обеспечении лечебно-профилактических учреждений средним медицинским персоналом
*УО «Мозырский государственный медицинский колледж», г.Мозырь, Республика Беларусь
**УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь
***УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина», г.Мозырь, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2016. – Том 15, №2. – С. 110-117.

Резюме.
С целью оптимизации обеспечения кадрами лечебно-профилактических учреждений оценена роль медицинского колледжа в снижении уровня профессиональной дезадаптации выпускников и повышении мотивации к стабильной профессиональной деятельности на одном рабочем месте. Исследованы причины развития профессиональной дезадаптации при длительности работы по распределению в качестве среднего медицинского персонала 231 выпускника медицинских колледжей Республики Беларусь со стажем от 3 месяцев до 8 лет и 68 учащихся выпускных групп УО «Мозырский государственный медицинский колледж» на основании анализа приказов по учреждениям здравоохранения о приеме, переводе и увольнении сотрудника, результатов анкетирования и заполнения шкалы самооценки, анализа разделов программ подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Изучена динамика коммуникативных умений 494 человек среднего медицинского персонала со стажем до 15 лет в зависимости от стажа и профиля трудовой деятельности. Анализ результатов показал, что отсутствие стабильности в кадровом обеспечении средним медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений основано преимущественно на проблемах сферы профессионального общения: конфликты в трудовом коллективе, конфликты с пациентами и их родственниками. Степень коммуникативных умений и адаптационных реакций индивидуума была связана с продолжительностью профессиональной деятельности и структурой образовательной программы медицинского колледжа. Так, степень коммуникативных умений и адаптационных реакций была наибольшей у специалиста при стаже работы более 5 лет. Однако в случае работы с категорией пациентов «умирающие» или «неизлечимые» степень коммуникативных умений и адаптационных реакций падала до минимума. Разработка и внедрение ряда разделов по коммуникации и профессиональной адаптации в период обучения в колледже (практические и теоретических занятия, факультативные курсы, мастер-классы, ролевые игры, моделирование ситуации работы среднего медицинского персонала с пациентом определенного профиля при благоприятном и неблагоприятном прогнозе для жизни, работы с родственниками пациента) позволит улучшить профессиональную адаптацию сотрудника и закрепление кадров в профессии.
Ключевые слова: обучение в медицинском колледже, средний медицинский персонал, обеспеченность кадрами лечебно-профилактического учреждения, профессиональная адаптация, стаж работы.

Литература

1. Васильева, Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф., Пермь, апр., 2011. – Пермь : Меркурий, 2011. – Т. 2. – С. 7–9.
2. Матвейчик, Т. В. Непрерывное медицинское образование: команда как путь повышения эффективности здравоохранения / Т. В. Матвейчик // Медицина. – 2015. – № 1. – С. 61–66.
3. Лаптиева, Л. Н. Педагогические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников / Л. Н. Лаптиева, Е. И. Рублевская // Весн. Мозыр. дзярж. пед. у-та iмя I. П. Шамякiна. – 2014. – № 1. – С. 82–89.
4. Лаптиева, Л. Н. Проблемы профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения / Л. Н. Лаптиева, Е. И. Рублевская, Т. С. Дивакова // Мед. новости. – 2013. – № 11. – С. 48–51.
5. Проблемы кадровой обеспеченности сестринским персоналом и его профессиональной самоидентификации / М. В. Щавелева [и др.] // Мед. новости. – 2015. – № 3. – С. 35–38.
6. Руженков, В. А. Факторы, обусловливающие качество жизни медицинских работников / В. А. Руженков, Е. А. Сергеева, У. С. Москвитина // Мед. новости. – 2015. – № 10. – С. 19–23.
7. Лаптиева, Л. Н. Особенности адаптационных процессов выпускников медицинских колледжей / Л. Н. Лаптиева, Е. И. Рублевская, И. Н. Крикало // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 16–17 апр. 2013 г. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2013. – С. 161–163.

Сведения об авторах:
Рублевская Е.И. – к.м.н., директор УО «Мозырский государственный медицинский колледж»;
Дивакова Т.С. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ФПК и ПК УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Лаптиева Л.Н. – к.пед.н, доцент УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина».

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра акушерства и гинекологии ФПК и ПК. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Дивакова Татьяна Семеновна.

Поиск по сайту