Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.4.84

Самсонова И.В., Бурак Г.Г.
Установление и развитие межпредметных связей в формировании клинического мышления на основе академических компетенций в медицинском вузе
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2018. – Том 17, №4. – С. 84-89.

Резюме.
В статье обсуждаются вопросы подготовки врачей в высших медицинских заведениях. Показывается роль преподавания морфологических дисциплин в системе подготовки специалиста, а также значение установления и развития межпредметных связей в формировании клинического мышления на основе академических компетенций. Особый акцент делается на важности и развитии клинической направленности преподавания всех базовых дисциплин. На конкретных примерах из анатомии, гистологии, патологической анатомии демонстрируются возможности реализации данного направления, обозначаются позиции, по которым может осуществляться клиническая направленность преподавания морфологических дисциплин. На примере использования ситуационных задач по неврологии показывается, как знания гистоструктуры компонентов нервной системы оказываются востребованными для понимания изменений и механизме клинических проявлений, развивающихся в организме при их различного рода повреждениях или заболеваниях. В статье также поднимается проблема соответствия профиля образования преподавателей медицинского вуза профилю вуза.
Ключевые слова: академические компетенции, ситуационные задачи, клиническое мышление, практические навыки.

Литература

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учеб.- метод. пособие / С. И. Архангельский. – М. : Высш. шк., 1980. – 368 с.
2. Бедрицкая, Л. В. Управление профессионально-ориентированной деятельностью студентов / Л. В. Бедрицкая, Л. И. Василевская // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. – 2007. – № 1. – С. 92–96.
3. Волынец, И. Врачебное образование – вчера, сегодня, завтра / И. Волынец // Мед. вестн. – 2007. – 25 окт. (№ 43). – С. 6.
4. Самсонова, И. В. Роль преподавания морфологических дисциплин в системе медицинского образования / И. В. Самсонова, М. Н. Медведев, Г. Г. Бурак // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 63-й науч. сес. ун-та, 26-27 марта 2008 г. – Витебск : ВГМУ, 2008. – С. 586–588.
5. Реализация клинической направленности преподавания морфологических дисциплин в медицинском вузе / И. В. Самсонова [и др.] // Образование XXI века : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Витебск : ВГМУ, 2014. – С. 240–242.
6. Анатомия человека : типовая учеб. программа по учеб. дисциплине для специальностей: 1-79 01 01 «Лечебное дело»; 1-79 01 02 «Педиатрия» / М-во образования Республики Беларусь, Учеб.-метод. об-ние по мед. образованию ; [сост.: П. Г. Пивченко, С. Д. Денисов, Л. Д. Чайка]. – Минск, 2014. – 20 с.
7. Бурак, Г. Г. Анатомия нервной системы : учеб. пособие : для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования по специальности «Лечебное дело» / Г. Г. Бурак, И. В. Самсонова. – Витебск, 2012. – 387 с.
8. Бурак, Г. Г. Вентрикуло-ликворная система: морфолого-клинические аспекты изучения и преподавания [Электронный ресурс] / Г. Г. Бурак, Т. И. Ким, А. А. Пашков // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 72-й науч. сес. сотр. ун-та, 25-26 янв. 2017 г. – Витебск : ВГМУ, 2017. – С. 485–487. – Режим доступа: http://elib.vsmu.by/handle/123/12104.
9. Самсонова, И. В. Патологические и адаптивные изменения эфферентных нейроцитов мозжечка в динамике экспериментального нарушения мозгового кровообращения стволовой локализации / И. В. Самсонова // Здравоохранение. – 2000. – № 2. – С. 18–20.
10. Бурак, Г. Г. Морфометрическое исследование ядер вестибулярного комплекса при нарушениях кровотока в вертебрально-базилярной системе / Г. Г. Бурак, В. В. Ольшанникова // Журн. ушных, носовых и горловых болезней. – 1987. – № 5. – С. 31–37.
11. Ибрагимова, З. И. Морфология вестибулярного аппарата при острых нарушениях кровообращения и иннервации / З. И. Ибрагимова, Г. Г. Бурак // Labirint (unutrasnje uho) : prvi Jugoslovenski simpozijum, 10–12 okt. 1977. – Sarajevo, 1977. – S. 67–72.

Сведения об авторах:
Самсонова И.В. – к.м.н., доцент, заведующая кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет; Бурак Г.Г. – к.м.н., доцент кафедры анатомии человека, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Самсонова Инна Васильевна.

Поиск по сайту