Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.4.96

Церковский А.Л., Бледнов А.В., Гапова О.И., Петрович С.А., Касьян О.А., Возмитель И.И., Скорикова Е.А.
Компетентность личности как структурный компонент конкурентоспособности студента лечебного факультета ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2018. – Том 17, №4. – С. 96-104.

Резюме.
Цель исследования – изучить компетентность личности (КЛ) студента лечебного факультета ВГМУ как компонент его конкурентоспособности.
Методы. Нами было обследовано 432 студента 2 курса лечебного факультета ВГМУ. Для исследования профессионального интереса через предпочтения определённого типа профессии использовалась методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.
Изучение коммуникативных и организаторских особенностей личности студентов проводилось с помощью методики выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС–1) Б.А. Федоришина и В.В. Синявского.
Для исследования предпочитаемого способа мышления использовался тест «Индивидуальные стили мышления» А.А. Алексеева, Л.А. Громовой.
Результаты. У студентов выявлено преобладание самостоятельного, осознанного характера выбора типа профессии, наличие у трети студентов низкого уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей, а также обнаружен «маскулинный» характер мыслительной деятельности. Кроме этого, выявлены гендерные особенности компетентности личности студентов.
Заключение. Исследование компетентности личности студента лечебного факультета ВГМУ как структурного компонента его конкурентоспособности позволило выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании программы формирования конкурентоспособности личности студента ВГМУ.
Ключевые слова: компетентность личности студента, конкурентоспособность.

Литература

1. Хазова, С. А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория / С. А. Хазова // Вестн. Адыгей. гос. ун-та. Сер. 3 : Педагогика и психология. – 2009. – № 3. – С. 255–262.
2. Файзуллина, К. М. Научное обоснование профессионального отбора при поступлении в медицинские вузы : дис. … д-ра философ. наук : 6D110200 / К. М. Файзуллина. – Алматы, 2013. – 141 с.
3. О компетентности личности как структурном компоненте конкурентоспособности студента-медика [Электронный ресурс] / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 73-й науч. сес. ВГМУ, 29–30 янв. 2018 г. : в 2 ч. – Витебск : ВГМУ, 2018. – Ч. 2. – С. 621–625. – Режим доступа: http://elib.vsmu.by/bitstream/123/15169/1/dos_73_2018_621-625.pdf.
4. Диагностика профессионального самоопределения : учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. – Ижевск, 2009. – 112 с.
5. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении : практ. рук. / А. В. Батаршев. – М. : Дело, 2005. – 496 с.
6. Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2016. – 376 с.
7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
8. Афиногенова, С. В. Выбор вида профессиональной деятельности подростками и юношами разного биологического и психологического пола / С. В. Афиногенова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Гендер. психология. – 2006. – Т. 12, № 1. – С. 112–115.
9. Церковский, А. Л. Культурологическая доктрина развития высшего медицинского образования [Электронный ресурс] / А. Л. Церковский // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 71-й науч. сес. сотр. ун-та, 27–28 янв. 2016 г. – Витебск : ВГМУ, 2016. – С. 363–365. – Режим доступа: http://elib.vsmu.by/handle/123/2450.
10. Фиц, А. Н. Изучение гендерных особенностей самоактуализации / А. Н. Фиц // Психология XXI века : тез. Междунар. межвуз. науч.-практ. студен. конф. – СПб., 2008. – С. 94–95.
11. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. – СПб. : Эконом. шк., 1993. – 352 с.
12. Сравнительная характеристика уровня и системообразующих качеств конкурентоспособности студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2017. – № 4. – С. 105–109.

Сведения об авторах:
Церковский А.Л. – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Бледнов А.В. – к.м.н. доцент, кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Гапова О.И. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Петрович С.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Касьян О.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Возмитель И.И. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Скорикова Е.А. – преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр.  Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Церковский Александр Леонидович.

Поиск по сайту