Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.6.112

Королькова Н.К., Бизунков А.Б.
Компетентностный подход и контроль качества медицинского образования: исторический аспект и анализ современного состояния проблемы
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2018. – Том 17, №6. – С. 112-120.

Резюме.
Целью работы явился анализ подходов к оценке эффективности компетентностной модели оценки качества подготовки специалистов-медиков в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внедрение компетентностного подхода в том виде, в котором он был изначально предложен, связано со значительными трудностями, главными из которых являются отсутствие консенсуса по содержанию компетенций, значительная затратность метода и отсутствие убедительных доказательств роста качества образования при его использовании. Основной особенностью применения компетентностного подхода в постсоветской высшей школе является часто наблюдаемая редукция понятия «компетенция» до уровня «знаний-умений-навыков». Наибольшие сложности реализация компетентностной модели встречает при ее использовании для оценки уровня освоения одной отдельно взятой клинической дисциплины. Анализ имеющихся в настоящее время трендов в высшей медицинской школе показал, что оптимальным решением этой проблемы, наиболее близким к принципам компетентностной модели, является оценка истории болезни, понимаемой не как текст, а как процесс ее создания, чем механическая фрагментация экзамена на практические навыки и формализованные знания в виде тестов.
Ключевые слова: компетентностный подход, контроль качества, компетенции, педагогика высшей школы,  качество образования.

Литература

1. Ten Cate, O. Competency-based education, entrustable professional activities, and the power of language / O. Ten Cate // J. Grad. Med. Educ. – 2013 Mar. – Vol. 5, N 1. – P. 6–7.
2. Ten Cate, O. Competency-Based Education and Entrustable Professional Activities (EPAs) in the context of medical skill training [Electronic resource] / O. Ten Cate. – Mode of access: https://www.uems.eu/__data/assets/pdf_file/0009/56880/ten-Cate-16-feb-2018-UEMS-NASCE-EPAs-and-Skills-training.pdf. – Date of access: 03.12.2018.
3. Tyler, R. W. Basic principles of curriculum and instructions / R. W. Tyler. – Chicago : Chicago University Press, 2013. – 144 p.
4. Bloom, B. S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals / B. S. Bloom. – London : Longmans : Green and Co Ltd, 1956. – 207 p.
5. Competency-based curriculum development in medical education / W. С. McGaghie [et al.]. – Geneva : World Health Organization, 1978. – 90 p.
6. General competencies and accreditation in graduate medical education / P. Batalden [et al.] // Health Aff. (Millwood). – 2002 Sep-Oct. – Vol. 21, N 5. – P. 103–111.
7. Competency-based medical education: An overview and application in pharmacology / N. Shah [et al.] // Indian J. Pharmacol. – 2016 Oct. – Vol. 48, suppl. 1. – P. S5–S9.
8. Swing, S. R. The ACGME outcome project: retrospective and prospective / S. R. Swing // Med. Teach. – 2007 Sep. – Vol. 29, N 7. – P. 648–654.
9. Outcomes for graduates 2018 [Electronic resource] / General Medical Council. – Mode of access: https://www.gmc-uk.org/-/media/documents/dc11326-outcomes-for-graduates-2018_pdf-75040796.pdf. – Date of access: 28.11.2018.
10. Toward a definition of competency-based education in medicine: a systematic review of published definitions / J. R. Frank [et al.] // Med. Teach. – 2010. – Vol. 32, N 8. – P. 631–637.
11. Huddle, T. S. Taking apart the art: the risk of anatomizing clinical competence / T. S. Huddle, G. R. Heudebert // Acad. Med. – 2007 Jun. – Vol. 82, N 6. – P. 536–541.
12. Lurie, S. J. Commentary: Pitfalls in assessment of competency-based educational objectives / S. J. Lurie, C. J. Mooney, J. M. Lyness // Acad. Med. – 2011 Apr. – Vol. 86, N 4. – P. 412–414.
13. Perspective: Competencies, outcomes, and controversy – linking professional activities to competencies to improve resident education and practice / M. D. Jones [et al.] // Acad. Med. – 2011 Feb. – Vol. 86, N 2. – P. 161–165.
14. Competency-based medical education: implications for undergraduate programs / P. Harris [et al.] // Med. Teach. – 2010. – Vol. 32, N 8. – P. 646–650.
15. Lurie, S. J. History and practice of competency-based assessment / S. J. Lurie // Med. Educ. – 2012 Jan. – Vol. 46, N 1. – P. 49–57.
16. Advancing Competency-Based Medical Education: A Charter for Clinician-Educators / C. Carraccio [et al.] // Acad. Med. – 2016 May. – Vol. 91, N 5. – P. 645–649.
17. Whitcomb, M. E. Transforming Medical Education: Is Competency-Based Medical Education the Right Approach? / M. E. Whitcomb // Acad. Med. – 2016 May. – Vol. 91, N 5. – P. 618–620.
18. Митрохина, Т. Н. Компетентностный подход в российской высшей школе: инновация или регрессия? / Т. Н. Митрохина // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, История. – 2013. – № 1. – С. 158–161.
19. Митрофанова, К. А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России / К. А. Митрофанова // Науч. диалог. – 2016. – № 1. – С. 285–297.
20. Звонников, В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход : учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М. : Логос : Унив. книга, 2009. – 271 с.
21. Пак, Ю. Н. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода / Ю. Н. Пак, Ж. С. Нугужинов, Д. Ю. Пак // Высш. образование сегодня. – 2017. – № 10. – С. 48–52.
22. Ибрагимов, Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Высш. образование в России. – 2016. – № 1. – С. 43–52.
23. Подход к формированию компонентной структуры компетенций / Е. Л. Кон [и др.] // Высш. образование в России. – 2013. – № 7. – С. 37–41.  
24. Кон, Е. Л. Разработка подходов к формализованному описанию контролепригодной компонентной структуры дисциплинарной компетенции / Е. Л. Кон, В. И. Фрейман, А. А. Южаков // Образование и наука. – 2015. – № 4. – С. 52–68.
25. Буденкова, Е. А. Управление результатами обучения в условиях реализации компетентностного подхода в системе ВПО / Е. А. Буденкова // Образоват. технологии. – 2014. – № 3. – С. 47–58.
26. Современные подходы к оцениванию квалификаций / В. И. Блинов [и др.] // Высш. образование в России. – 2013. – № 5. – С. 100–106.
27. Чучалин, А. И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А. И. Чучалин, А. В. Епихин, Е. А. Муратова // Высш. образование в России. – 2013. – № 1. – С. 13–20.
28. The role of assessment in competency-based medical education / E. S. Holmboe [et al.] // Med. Teach. – 2010. – Vol. 32, N 8. – P. 676–682.
29. Transforming primary care training – patient-centered medical home entrustable professional activities for internal medicine residents / A. Chang [et al.] // J. Gen. Intern. Med. – 2013 Jun. – Vol. 28, N 6. – P. 801–809.

Сведения об авторах:
Королькова Н.К. – к.м.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой офтальмологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6172-6767
Бизунков А.Б. – ассистент кафедры оториноларингологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра оториноларингологии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Бизунков Александр Борисович.

Поиск по сайту