DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.1.92
Лаптиева Л.Н.1, Рублевская Е.И.2, Дивакова Т.С.3, Лобан Д.С.4
Роль профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием
1Полесский государственный университет, г. Брест, Республика Беларусь
2Гомельский областной клинический кожно-венерологический диспансер, г. Гомель, Республика Беларусь
3Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
4Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2019. – Том 18, №1. – С. 92-98.
Резюме.
Успешность профессиональной деятельности и профессиональной адаптации медицинских работников определяется не только наличием у них профессиональных знаний и умений, но и умениями реализовывать эти знания и умения в своей практической деятельности за счет развития профессиональных и личностных качеств. Преподаватели и учащиеся медицинского колледжа придают большую значимость наличию и разнообразию профессиональных качеств в деятельности специалиста в сравнении с сотрудниками учреждений здравоохранения.
Цель исследования – провести оценку роли профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним медицинским образованием и для будущей практической деятельности по мнению учащихся выпускных групп медицинского колледжа.
Материал и методы. Мотивационно анкетировано 335 человек: 202 медицинских работника со средним медицинским образованием; 31 преподаватель медицинского колледжа; 102 учащихся медицинского колледжа. Респондентам предлагалось оценить по степени значимости 11 профессиональных и социально-личностных качеств и параметров в деятельности медицинского работника от «0» до «2» баллов. Статистический анализ полученных данных выполнен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0».
Результаты. Среди респондентов «работоспособность» и «состояние здоровья» признаны наиболее важными параметрами в профессиональной деятельности. Также для успешной профессиональной деятельности медработников, по мнению преподавателей колледжа, важны: память, моторные свойства, волевые качества, внимание, речевые способности, коммуникативные способности. Обучающиеся по специальности «Лечебное дело» отдали приоритет таким характеристикам, как «мышление», «организаторские способности», «волевые качества», «речевые способности». Обучающиеся по специальности «Сестринское дело» отметили важность характеристики «моторные свойства» (способность к совершению быстрых определенных движений).
Заключение. Развитие профессиональных и социально-личностных качеств медицинских работников при обучении в медицинском колледже и их учет при распределении на конкретные рабочие места являются одним из факторов долговременности пребывания на рабочих местах и высокой эффективности трудовой деятельности.
Ключевые слова: профессиональные и социально-личностные качества, эффективность трудовой деятельности, средний медицинский работник, медицинский колледж.
Литература
1. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск : Соврем. слово, 2006. – 544 с.
2. Лаптиева, Л. Н. Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения / Л. Н. Лаптиева, Е. И. Рублевская, Т. С. Дивакова // Мед. новости. – 2013. – № 11. – С. 48–51.
3. Общая психология : учебник / под общ ред. А. В. Карпова. – М. : Гардарики, 2005. – 232 с.
4. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков – М. : Унив. книга, 2010. – 320 с.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
6. Григорьева, М. В. Психология труда : конспект лекций / М. В. Григорьева. – М. : Высш. образование, 2006. – 192 с.
7. Rowson, R. An introduction to ethics for nurses / R. Rowson. – Harrow : Scutari Press, 1990.
8. Code of professional conduct for the nurse, midwife and health visitor / United Kingdom Central Council for Nursing, Midwifery and Health Visiting. – 3rd ed. – London : UKCC, 1992.
9. Витовская, Г. Н. Развитие личностных качеств учащихся медицинского колледжа, как основа профессиональной деятельности / Г. Н. Витовская, Е. И. Рублевская // Современные проблемы общественного здоровья и здравоохранения : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 окт. 2016 г. – Гродно : ГрГМУ, 2016. – С. 29–32.
10. Васильева, Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. заоч. науч. конф., Пермь, апр. 2011 г. – Пермь : Меркурий, 2011. – Т. 2. – С. 7–9.
11. Динамика коммуникативных умений выпускников медицинских колледжей в ходе профессиональной адаптации / Л. Н. Лаптиева [и др.] // Мед. новости. – 2014. – № 11. – С. 91–95.
Сведения об авторах:
Лаптиева Л.Н. – к.п.н., доцент кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры, Полесский государственный университет;
Рублевская Е.И. – к.м.н., главный врач Гомельского областного клинического кожно-венерологического диспансера;
Дивакова Т.С. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Лобан Д.С. – студентка 3 курса лечебного факультета, Гомельский государственный медицинский университет.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра акушерства и гинекологии ФПК и ПК. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Дивакова Татьяна Семеновна.