DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2020.1.94
Выхристенко Л.Р., Судибор Н.Ф.
Практикоориентированное обучение студентов на кафедре врача общей практики
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2020. – Том 19, №1. – С. 94-103.
Резюме.
В статье авторы делятся опытом практикоориентированного обучения студентов медицинского университета на клинической кафедре. Представлены различные варианты проведения клинических практических занятий с использованием симуляционных технологий – кейс-метода, деловых игр, итогового занятия «Рабочий день участкового врача / врача общей практики» с дебрифингом, оценочного «портфолио» на лечебном факультете и факультете подготовки иностранных граждан. Улучшение качества обучения студента медицинского университета и его готовность к будущей практической работе возможны при соответствии профессионального уровня педагога-клинициста современным требованиям образовательного процесса. Популярное, особенно в зарубежной педагогической литературе, словосочетание «long-life education» – «образование длиною в жизнь», акцентирующее необходимость постоянного совершенствования, следует отнести не только к студентам, но и к современным преподавателям.
Ключевые слова: врач общей практики, практические навыки, контроль знаний и умений, профессиональная компетентность.
Приглашаем к активному сотрудничеству, будем благодарны за помощь и обмен опытом работы по совершенствованию преподавания клинических дисциплин на клинических кафедрах ВГМУ, в медицинских ВУЗах Республики Беларусь и за рубежом.
Литература
1. Кульбашна, Я. А. Концептуальные принципы модернизации современного высшего медицинского образования / Я. А. Кульбашна, С. А. Кабанова, А. А. Кабанова // Вестн. ВГМУ. – 2015. – Т. 14, № 6. – С. 127–131.
2. Об организации работы врача общей практики : приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 27 февр. 2018 г., № 177 // Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/normativno-pravovaya-baza/baza-npa.php?ELEMENT_ID=328222. – Дата доступа: 18.02.2020.
3. Об итогах работы органов и организаций здравоохранения в 2018 и основных направлениях деятельности на 2019 год [Электронный ресурс] / М-во здравоохранения Респ. Беларусь. – Режим доступа:http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf. – Дата доступа: 18.02.2020.
4. Состояние и направление симуляционного обучения в Витебском государственном медицинском университете / А. Т. Щастный [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2015. – Т. 14, № 3. – С. 107–117.
5. Симуляционное обучение в медицине / под ред. А. А. Свистунова ; сост. М. Д. Горшков. – Москва : Изд-во Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, 2013. – 288 с.
6. Косаговская, И. И. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине / И. И. Косаговская, Е. В. Волчкова, С. Г. Пак // Эпидемиология и инфекц. болезни. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 49–61.
7. Поплавец, Е. В. Проблемы интеграции симуляционного обучения в учебный процесс / Е. В. Поплавец, В. В. Редненко // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15 дек. 2017 г. – Витебск, 2017. – С. 441–443.
8. Пахомова, Ю. В. Роль симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования / Ю. В. Пахомова, Н. Б. Захарова // Медицина и образование в Сибири. – 2013. – № 4. – С. 22–26.
9. Прасмыцкий, О. Т. Симуляционные технологии обучения студентов в медицинском университете по ведению пациентов в критических ситуациях / О. Т. Прасмыцкий, Е. М. Кострова // Мед. журн. – 2015. – № 2. – С. 34–41.
10. Блохин, Б. М. Симуляционное обучение навыкам работе в команде / Б. М. Блохин, И. В. Гаврютина, Е. Ю. Овчаренко // Вирт. технологии в медицине. – 2012. – № 2. – С. 18–20.
11. Васюков, И. Л. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента / И. Л. Васюков, А. Н. Волков // Инновац. образоват. технологии. – 2005. – № 4. – С. 83–88.
12. Сивас, Н. В. Портфолио как метод контроля индивидуальной образовательной траектории студента-медика / Н. В. Сивас // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 11. – С. 153–156.
13. Cooper, J. B. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training / J. B. Cooper, V. R. Taqueti // Qual. Saf. Health. Care. – 2004 Oct. – Vol. 13, suppl. 1. – P. i11–i18.
14. Леушина, Е. А. Модульное обучение / Е. А. Леушина, Е. Н. Чичерина // Инновационные обучающие технологии в медицине [Электронный ресурс] : сб. материалов Междунар. Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Витебск : ВГМУ, 2017. – С. 74–77. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
15. Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа / М. Н. Медведев [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2013. – Т. 12, № 4. – С. 133–139.
16. Кузнецова, О. Ю. Непрерывное медицинское образование. Особенности реализации образовательных программ по общей врачебной практике (семейной медицине) / О. Ю. Кузнецова, И. Е. Моисеева, О. Т. Гончаренко // Рос. семейн. врач. – 2015. – Т. 19, № 3. – С. 27–32.
Сведения об авторах:
Выхристенко Л.Р. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой врача общей практики с курсом поликлинической терапии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Судибор Н.Ф. – старший преподаватель кафедры врача общей практики с курсом поликлинической терапии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра врача общей практики с курсом поликлинической терапии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Выхристенко Людмила Ростиславна.