DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.2.94
Овсяник Д.М.
Повышение познавательной активности и самостоятельности студентов при обучении топографической анатомии и оперативной хирургии
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №2. – С. 94-103.
Резюме.
Работа автора имела целью выявить возможные педагогические условия и методические приёмы для повышения познавательной активности и самостоятельности (ПАС) студентов при усвоении и углублении знаний по топографической анатомии и оперативной хирургии. Научный анализ психолого-педагогической литературы и личного опыта показывает, что проблема совершенствования форм и методов учебной работы по развитию ПАС студентов в процессе изучения дисциплины является для преподавателя постоянной. На пути её решения испытываются определённые трудности, природу происхождения которых многие преподаватели связывают с низким уровнем среднего образования, сложностью изучаемого материала, набором в университет путём тестирования, леностью студентов и др. Опыт используемых и анализируемых автором методик показывает широкие возможности для улучшения познавательной активности студентов с учётом их индивидуальных интересов и способностей к овладению профессиональными знаниями. Обращается внимание на реализацию в обучении практико-ориентированного подхода в сочетании с системным, творческим, научно-исследовательским, индивидуальным и др. для обеспечения соразмерного развития у студентов теоретического и практического уровня знаний. Выделен определённый круг составляющих условий и факторов учебного процесса, при которых будет существовать тесная, двусторонняя, заинтересованная и продуктивная учебная деятельность студента и преподавателя, обеспечивающая достижение высоких образовательных результатов.
Ключевые слова: познавательная активность, самостоятельность, педагогика, функциональное мышление, клиническое мышление, интерес к познанию, методы обучения.
Литература
1. Инновационные педагогические разработки преподавателей фармацевтического факультета УО ВГМУ / Н. Ю. Коневалова [и др.] // Актуальные вопросы фармации Республики Беларусь : сб. тр. 9-го съезда фармацевт. работников Респ. Беларусь, Минск, 22 апр. 2016 г. : в 2 ч. / Белорус. гос. мед. ун-т ; под ред. Л. А. Реутской. – Минск : БГМУ, 2016. – Ч. 1. – С. 147–150.
2. Исследование формирования профессиональной компетентности студентов / Н. Ю. Коневалова [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2015. – Т. 14, № 5. – С. 121–127.
3. Бочкарева, Т. Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема / Т. Н. Бочкарева // Соврем. исслед. социал. проблем. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 18–31.
4. Педагогическая диагностика качества учебного процесса в медицинском ВУЗе / В. П. Дейкало [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2010. – Т. 9, № 1. – С. 177–186.
5. Асильдерова, М. М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности студентов / М. М. Асильдерова, В. К. Агарагимова, П. Г. Гасанова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2016. – Т. 52, № 7. – С. 33–39.
6. Болгар, Н. Н. Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества / Н. Н. Болгар, Т. В. Соловьев // Проблемы соврем. пед. образования. – 2019. – Т. 63, № 2. – С. 69–72.
7. Бахаева, Т. Н. Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов / Т. Н. Бахаева // Молодой ученый. – 2010. – Т. 15, № 4. – С. 305–308.
8. Анализ оценки уровня профессионального ориентирования студентов младших курсов лечебного факультета / А. Т. Щастный [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 103–106.
9. Бидова, Б. Б. Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема / Б. Б. Бидова // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 64–66.
10. Городецкая, И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестн. ВГМУ. – 2019. – Т. 18, № 5. –С. 120–127.
11. Городецкая, И. В. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ / И. В. Городецкая, О. И. Солодовникова // Вестн. ВГМУ. – 2016. – Т. 15, № 2. – С. 118–128.
12. Асмоловский, А. В. Особенности преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии на современном этапе / А. В. Асмоловский, С. В. Шаматкова // Вестн. ВГМУ. – 2019. – Т. 18, № 5. – С. 114–119.
13. Городецкая, И. В. Оценка факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость студентов / И. В. Городецкая, В. Г. Захаревич // Вестн. ВГМУ. – 2016. – Т. 15, № 4. – С. 122–128.
14. Купченко, А. М. Практикоориентированные технологии обучения иностранных студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии / А. М. Купченко, В. В. Становенко, Л. И. Шаркова // Вестн. ВГМУ. – 2019. – Т. 18, № 1. – С. 117–118.
15. Самсонова, И. В. Установление и развитие межпредметных связей в формировании клинического мышления на основе академических компетенций в медицинском вузе / И. В. Самсонова, Г. Г. Бурак // Вестн. ВГМУ. – 2018. – Т. 17, № 4. – С. 84–89.
16. Лазуко, С. С. Развитие исследовательских навыков студентов – первый шаг к внедрению модели «Университет 3.0» / С. С. Лазуко, И. В. Городецкая, Н. М. Яцковская // Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0» [Электронный ресурс] : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 1 нояб., 2019 г. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [под ред. А. Т. Щастного]. – Витебск : ВГМУ, 2019. – С. 39–40. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
Сведения об авторах:
Овсяник Д.М. – старший преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9439-5095
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Овсяник Дмитрий Мечиславович.