Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.3.104

Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А., Касьян О.А., Мужиченко В.А.
Потребностно-мотивационная составляющая коммуникативной деятельности студентов лечебного факультета ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №3. – С. 104-112.

Резюме.
Цель исследования – изучить потребностно-мотивационную составляющую коммуникативной деятельности студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать динамику и гендерные различия показателей уровней потребности и мотивационной ориентации в общении.
Материал и методы. Нами было обследовано 527 студентов лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса – 386 человек (117 юношей и 269 девушек); студентов 6 курса – 141 человек (28 юношей и 113 девушек).
Изучение потребности в общении проводилось с помощью методики Ю.М. Орлова «Потребность в общении». Для исследования мотивационной ориентации в общении использовалась методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).
Результаты. У студентов выявлено доминирование среднего уровня потребности в общении и мотивационных ориентаций в общении, который рассматривается как оптимальный.
Динамика показателей уровней потребности в общении рассматривается как условно позитивная, а уровней мотивационной ориентации – как позитивная. Выявленные закономерности наиболее характерны для юношей.
Заключение. Выявленные нами закономерности потребности в общении и коммуникативных ориентаций (в том числе и их динамики) можно объяснить качеством гуманитарного образования студентов, а также влиянием информационной образовательной среды ВГМУ на личностный рост студентов лечебного факультета, на формирование их коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная деятельность студента, потребность в общении, мотивационные ориентации в общении.

Литература

1. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Бодалева. – Москва : Когито-Центр, 2011. – 600 с.
2. Лурия, Р. П. К вопросу об общих понятиях и определениях в коммуникативной деятельности / Р. П. Лурия // Социол. науки. – 2018. – № 11. – С. 246–247.
3. Лурия, Р. П. Коммуникативная деятельность: структурные компоненты, виды, уровни и формы / Р. П. Лурия // Социол. науки. – 2018. – № 11. – С. 248–250.
4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 576 с.
5. Ладанов, И. Д. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях / И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева // Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва : Изд-во Ин-та психотерапии и клин. психологии, 2018. – С. 147–149.
6. Файзуллина, К. М. Научное обоснование профессионального отбора при поступлении в медицинские вузы : дис. … д-ра философ. наук PhD : 6D110200 / К. М. Файзуллина. – Алматы, 2013. – 150 с.
7. Общительность и стрессоустойчивость студентов / О. А. Касьян [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 67-й науч. сес. сотр. ун-та, 2-3 февр. 2012 г. / Витеб. гос. мед. ун-т ; ред. В. П. Дейкало. – Витебск : ВГМУ, 2012. – С. 346–347.
8. Акмеологическая направленность личности студента ВГМУ как компонент его конкурентоспособности / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2017. – Т. 16, № 6. – С. 131–137.
9. Нэпп, М. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство / М. Нэпп, Дж. Холл. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 512 с.

Сведения об авторах:
Церковский А.Л. – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Гапова О.И. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Скорикова Е.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Петрович С.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Касьян О.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Мужиченко В.А. – к.м.н., доцент кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Церковский Александр Леонидович.

Поиск по сайту