DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.4.89
Шульмин А.В.1, Герберг А.А.1, Тихонова Н.В.2
Исследование влияния на профессиональную самоидентификацию студентов их участия в работе медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с COVID-19
1Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
2Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация
Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №4. – С. 89-97.
Резюме.
Целью исследования явилось изучение влияния на профессиональную самоидентификацию студентов их участия в работе медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с COVID-19.
Материал и методы. Исследование проводилось на базе УО «ВГМУ». Группа включения: студенты IV-VI курсов лечебного факультета, принимавшие участие в работе студенческих медицинских отрядов для оказания помощи пациентам в период эпидемического подъёма заболеваемости респираторными инфекциями, в том числе коронавирусной инфекцией SARS-CoV-2. Опрос проводился в форме анонимного анкетирования. Для сегментации опрошенных по определённым признакам в зависимости от ответов использовался метод «Дерево решений».
Результаты. В ходе проведённого исследования установлено, что в 1,8 раза чаще на вопрос «В какой степени Вам удавалось сочетать работу и учёбу?» ответ «всё удалось отлично» встречался у студентов, которые указали наличие у них куратора, помогавшего справляться с профадаптационными трудностями. Чем выше была самооценка личного уровня знаний и умений, тем чаще студенты выбирали ответ о том, что они определённо не собираются уходить из медицины и менять профессию.
Заключение. Исходя из данных анкетирования, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на адаптацию и развитие практических навыков, является качественная работа преподавателей университета и врача-куратора. Важную роль в профессиональной адаптивности играет решение психоэмоциональных проблем работающих студентов посредством установления их тесного взаимодействия с социально-педагогической и психологической службой университета, профессиональными тренинговыми центрами.
Ключевые слова: профессиональная адаптация и самоидентификация студентов-медиков, работа студентов в период пандемии COVID-19, ожидания студентов-медиков, мотивация выбора профессии, метод «Дерево решений».
Литература
1. О порядке привлечения обучающихся к участию в оказании медицинской помощи пациентам и занятию деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья, и об особенностях прохождения практики студентами учреждений высшего образования, осуществляющих обучение по профилю образования «Здравоохранение» : постановление М-ва здравоохранения Республики Беларусь от 20.09.2012 г. № 143 : в ред. постановления М-ва здравоохранения Республики Беларусь от 11.12.2015 г. № 118 // Pravo.by [Электронный ресурс] : Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21226469&p1=1. – Дата доступа: 14.09.2021.
2. Никонов, А. Н. Роль интенсивных технологий в активизации практикоориенторованного обучения в вузе / А. Н. Никонов, А. А. Герберг, А. П. Тимофеева // Медицинское образование XXI века: практикоориентированность и повышение качества подготовки специалистов : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Витеб. гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [гл. ред. А. Т. Щастный ; редкол.: Н. Ю. Коневалова и др.]. – Витебск : ВГМУ, 2018. – С. 63–65.
3. Кулик, С. П. Основные парадигмы современной философии науки и своеобразие медицины / С. П. Кулик, В. С. Сайганова // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 73-й науч. сес. ВГМУ, 29−30 янв. 2018 г. : в 2 ч. / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Витеб. гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [ред. А. Т. Щастный ; зам. ред. С. А. Сушков ; ред. совет: Адаскевич В. П. и др.]. – Витебск : ВГМУ, 2018. – Ч. 2. – С. 717–719.
4. Герберг АА, Этические аспекты взаимодействия медицинских работников с онкологическими пациентами и их родственниками / А. А. Герберг, А. В. Шульмин, А. П. Тимофеева // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 75-й науч. сес. ВГМУ (29–30 янв. 2020 г.) / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Витеб. гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [ред. А. Т. Щастный ; зам. ред. С.А. Сушков ; ред. совет: Адаскевич В. П. и др.]. – Витебск : ВГМУ, 2020. – С. 578–580.
5. Королёв, М. Г. Развитие компетенций у студентов медицинского вуза в условиях контекстного обучения / М. Г. Королёв // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15 дек. 2017 г. / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Витеб. гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [гл. ред. А. Т. Щастный ; редкол.: Н. Ю. Коневалова и др.]. – Витебск, 2017. – С. 552–555.
Сведения об авторах:
Шульмин А.В. ‒ д.м.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга фармации, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5087-8255
Герберг А.А. ‒ старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9785-4779
Тихонова Н.В. ‒ к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9560-7264
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра менеджмента и маркетинга фармации. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ‒ Шульмин Андрей Владимирович.