DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2024.2.77
В.В. Редненко, В.С. Артюшевская, З.С. Кунцевич
Организационные аспекты проведения межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь»
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2024. – Том 23, №2. – С. 77-84.
Резюме.
Цель – охарактеризовать основные этапы организационной работы и проведения межуниверситетской олимпиады по дисциплине «Первая помощь» с участием студентов медицинских университетов Беларуси.
Материал и методы. Ретроспективный анализ деятельности учреждений высшего медицинского образования по организации и проведению межуниверситетских олимпиад, анализ научно-методической и учебно-методической деятельности кафедр медицинских университетов по проблемам внедрения в образовательный процесс симуляционной технологии обучения. В межуниверситетской олимпиаде участвовали студенты первого, второго и третьего курсов, обучающиеся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Диагностика знаний проводилась в виде компьютерного тестирования всей команды с возможностью обсуждения и коллективного выбора ответов. Оценка практических навыков проводилась с использованием технологии объективный структурированный клинический экзамен (далее – ОСКЭ).
Результаты. Межуниверситетская олимпиада проводилась в два этапа:1 этап (теоретический) – решение тестовых заданий; 2 этап (практический) – прохождение станций ОСКЭ. Для диагностики теоретических знаний была создана база тестовых заданий по учебной дисциплине «Первая помощь». Формирование станций ОСКЭ проводилось на основании содержания заданий, при выполнении которых участники олимпиады должны продемонстрировать конкретные профессиональные компетенции в имитированных условиях по оказанию первой помощи пострадавшему. Для диагностики сформированности практических навыков были разработаны 7 паспортов станций межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь». Разработанный диагностический инструментарий позволил объективно оценивать знания и практические навыки участников олимпиады.
Заключение. Двухэтапное проведение межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» позволяет организаторам олимпиады определить уровень усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений у участников олимпиады. Типология и содержание заданий на станциях ОСКЭ дают возможность членам команд демонстрировать навыки оказания первой помощи в различных ситуациях в условиях ограниченного времени с различным количеством участников на станции. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности преподавателей медицинских университетов и колледжей по организации предметных олимпиад.
Ключевые слова: ОСКЭ, межуниверситетская олимпиада, конкурсные компетенции, паспорт станции межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь», ВГМУ.
Литература
1. Симуляционное обучение в медицине / под ред. Свистунова А. А. ; сост. Горшков М. Д. Москва : Изд-во Первого МГМУ им. И. С. Сеченова, 2013. 288 с.
2. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. А. А. Свистунова. Москва : РОСОМЕД, 2021. 500 с.
3. Отработка практических навыков и умений. Эталоны симуляционных модулей оказания медицинской помощи : пособие для студентов учреждения высш. образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / В. В. Редненко [и др.]. Витебск : [ВГМУ], 2016. 127 с.
4. Паспорт экзаменационной станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для 3-го курса : учеб.-метод. пособие / А. В. Сикорский [и др.]. Минск : БГМУ, 2020. 68 с.
5. Симуляционные тренинги в медицине : пособие : для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / А. Т. Щастный [и др.]. Витебск : [ВГМУ], 2022. 173 с.
Сведения об авторах:
В.В. Редненко – к.м.н., доцент, начальник учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Редненко Виктор Валентинович;
В.С. Артюшевская – старший преподаватель учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
З.С. Кунцевич – д.пед.н., доцент, зав. кафедрой общей и органической химии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.