DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2024.4.87
О.С. Рубанова, А.В. Шульмин
Определение резервов по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с головной болью напряжения
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2024. – Том 23, №4. – С. 87-93.
Резюме.
Головная боль напряжения (ГБН) – самый распространённый тип первичной головной боли, с которым значительная часть пациентов длительное время не обращается к врачу, но после визита в медицинскую организацию могут длительно ожидать верификации своего диагноза. В связи с чем это широко распространенное заболевание среди населения сопровождается высоким уровнем самолечения как в периоде до постановки диагноза, так и после контакта с системой здравоохранения.
Цель исследования – определение резервов по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с ГБН. Задачи – описать эпидемиологический портрет пациента с ГБН, изучить фактическую модель медицинского обслуживания пациентов с головной болью напряжения и проанализировать сроки от момента появления первых симптомов ГБН и обращения с жалобами в медицинскую организацию до постановки диагноза и определить резервы для улучшения данного показателя.
Материал исследования. Анкетные данные 81 пациента с установленным диагнозом ГБН в возрасте от 18 до 83 лет, распределение по полу: 77,8% женщин и 22,2% мужчин на базе УЗ «Витебский областной клинический диагностический центр».
Результаты. На основании изучения пола, социальных характеристик и маршрута пациентов с ГБН от момента возникновения первых симптомов заболевания и первичного обращения в организацию здравоохранения до постановки диагноза предложен набор мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи данной группе пациентов.
Заключение. На основании полученных данных определены резервы по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с ГБН путем организационно-методических технологий.
Ключевые слова: головная боль напряжения, маршрутизация пациентов, социальные характеристики, удовлетворенность медицинской помощью.
Литература
1. Международная классификация головной боли (3-е издание, 2018) = The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition [Электронный ресурс] / Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS). Режим доступа: https://ihs-headache.org/wp-content/uploads/2022/09/ICHD-3-Russian.pdf. Дата доступа: 23.08.2024.
2. Максимова, М. Ю. Головная боль напряженного типа / М. Ю. Максимова, Т. Ю. Хохлова, М. А. Пирадов // Анналы клин. и эксперим. неврологии. 2016. Т 10, № 3. С. 67–74.
3. Atlas of headache disorders and resources in the world 2011 / World Health Organization. Geneva, 2011. 69 p.
Поступила 11.07.2024 г.
Принята в печать 28.08.2024 г.
Сведения об авторах:
О.С. Рубанова – магистр медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, https://orcid.org/0000-0002-0091-895X,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Рубанова Оксана Святославовна;
А.В. Шульмин – д.м.н., профессор, зав. кафедрой организации и экономики фармации, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.