Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2024.5.119

А.Л. Церковский, С.А. Петрович, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова, О.А. Касьян, М.А. Дерябина, Г.Г. Синьков
Особенности типов мышления студентов лечебного факультета ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2024. – Том 23, №5. – С. 119-125.

Резюме.
Цель исследования – изучить особенности типов мышления студентов лечебного факультета ВГМУ.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 345 студентов лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса – 127 человек (91 девушка и 36 юношей); студентов 6 курса – 218 человек (173 девушки и 45 юношей).
Изучение типов мышления проводилось с помощью методики «Определение типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной).
Результаты. Сравнительный анализ динамических и гендерных особенностей типов мышления указывает на положительную динамику показателей наглядно-образного и креативного мышления, а также на их доминирование у студентов 6ЛФ (особенно у девушек). Данную закономерность можно рассматривать как фактор, обеспечивающий развитие когнитивного компонента КД и способствующий эффективному обучению в ВГМУ.
Выявленные позитивные изменения показателей абстрактно-символического, наглядно-образного и креативного мышления позволяют предположить положительное влияние образовательного процесса ВГМУ на формирование клинического мышления будущих врачей. Положительная динамика показателей креативного мышления может свидетельствовать о благоприятном влиянии информационного образовательного пространства ВГМУ на личностный рост студентов лечебного факультета.
Заключение. Результаты изучения типов мышления могут использоваться в работе социально-педагогической и психологической службы, работе тьюторов и кураторов студенческих групп.
Ключевые слова: когнитивный компонент коммуникативной деятельности, тип мышления, студенты лечебного факультета, ВГМУ.

Литература

1. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. 2020. № 4. С. 100–104.
2. Михайлюк, Ю. В. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза (теоретические и практические аспекты) : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Михайлюк, В. А. Хриптович, В. А. Манулик. Минск : БГМУ, 2015. 68 с.
3. Лурия, Р. П. Коммуникативная деятельность: структурные компоненты, виды, уровни и формы / Р. П. Лурия // Социол. науки. 2018. № 11. С. 248–250.
4. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Харвест, 2007. 976 с.
5. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. Москва : Изд-во ун-та, 1984. 272 с.
6. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки : учеб.-метод. пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. Москва : Генезис, 2005. 208 с.
7. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках : монография / О. Н. Прохорова [и др.]. Москва : ФЛИНТА, 2019. 332 с.
8. Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления? [Электронный ресурс] / К. А. Шилин [и др.] // Непрерывное профессиональное развитие студентов учреждений высшего медицинского образования : материалы заоч. интернет-конф., Витебск, 16 марта – 31 мая 2015 г. Витебск : ВГМУ, 2015. Режим доступа: https://www.vsmu.by/science/nil/chem-analyt-group/98-materialy-konferentsij/materialy-internet-konferentsii-2015-g/2183. Дата доступа: 12.08.2024.
9. Коломинский, Я. Л. Человек: психология : кн. для учащихся ст. кл. / Я. Л. Коломинский. Москва : Просвещение, 1986. 223 с.
10. Формирование креативного мышления у студентов высшего образования / Н. Ю. Шевченко [и др.] // Междунар. журн. приклад. и фундам. исслед. 2014. № 11, ч. 4. С. 658–662.
11. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. Москва : Акрополь, 2018. 212 с.
12. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология / Б. А. Стрелков. 2-е изд., стер. Москва : Академия, 2005. 360 с.
13. Ясько, Б. А. Клиническое мышление в структуре профессионального мышления врача / Б. А. Ясько // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 4. С. 82–91.

Поступила 30.05.2024 г.
Принята в печать 18.10.2024 г.

Сведения об авторах:
А.Л. Церковский – к.м.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Церковский Александр Леонидович;
С.А. Петрович – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
О.И. Гапова – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Е.А. Скорикова – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
О.А. Касьян – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
М.А. Дерябина – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Г.Г. Синьков – начальник отдела дистанционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Поиск по сайту