DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2025.3.89
А.В. Симченко1, Е.Г. Асирян2, А.И. Богданович3
Смена парадигмы в оценке нейроразвития у недоношенных детей: современные подходы к диагностике, интерпретации и вмешательству
1Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», г. Минск, Республика Беларусь
2Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
3Государственное учреждение «Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус», г. Брест, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2025. – Том 24, №2. – С. 89-94.
Резюме.
В статье рассмотрены современные подходы к диагностике, интерпретации и оказанию помощи детям с расстройствами нейроразвития, с акцентом на группу недоношенных детей. Акцентируется внимание на смене клинической парадигмы: от остросоматического подхода к биопсихосоциальной модели, ориентированной на оценку функционирования. Представлены особенности течения и высокая клиническая вариативность расстройств у недоношенных, включая риски когнитивных, речевых, моторных и поведенческих нарушений. Обоснована необходимость использования валидированных инструментов ранней оценки, а также подходов на основе Международной классификации функционирования (МКФ-ДП). Обосновывается важность междисциплинарного взаимодействия и персонализированного вмешательства в рамках Центров раннего вмешательства. Отмечены тенденции к росту доли детей с неструктурированными и неуточнёнными отклонениями развития, что усиливает потребность в гибкой системе мониторинга и сопровождения. Аргументирована значимость траекторного подхода к оценке развития ребёнка и внедрения современных нейроинтервенций. В структуре обращений семей с детьми в ЦРВ проблемы в развитии составляют 51,2% из числа всех первичных приемов.
Ключевые слова: нейроразвитие, болезни развития, нарушения развития, нейроинтервенции, раннее вмешательство.
Литература
1. Cainelli, E. Neurodevelopmental Disorders: Past, Present, and Future / E. Cainelli, P. Bisiacchi // Children (Basel). 2022 Dec. Vol. 10, № 1. P. 31. DOI: 10.3390/children10010031
2. Fetal programming of neuropsychiatric disorders / G. Faa, M. Manchia, R. Pintus [et al.] // Birth defects research. Part C, Embryo today. 2016 Sep. Vol. 108, № 3. P. 207–223. DOI: 10.1002/bdrc.21139
3. Multimodal early-life stress induces biological changes associated to psychopathologies / L. D. Godoy, E. H. L. Umeoka, D. E. Ribeiro [et al.] // Hormones and behavior. 2018 Apr. Vol. 100. P. 69–80. DOI: 10.1016/j.yhbeh.2018.03.005
4. Eapen, V. DSM 5 and child psychiatric disorders: What is new? What has changed? / V. Eapen, R. Črnčec // Asian journal of psychiatry. 2014 Oct. Vol. 11. P. 114–118. DOI: 10.1016/j.ajp.2014.04.008
5. Doernberg, E. Neurodevelopmental Disorders (ASD and ADHD): DSM-5, ICD-10, and ICD-11 / E. Doernberg, E. Hollander // CNS spectrums. 2016 Aug. Vol. 21, № 4. P. 295–299. DOI: 10.1017/S1092852916000262
6. The worldwide prevalence of ADHD: A systematic review and metaregression analysis / G. Polanczyk, M. S. De Lima, B. L. Horta // The American journal of psychiatry. 2007 Jun. Vol. 164, № 6. P. 942–948. DOI: 10.1176/ajp.2007.164.6.942
7. Chung, E. H. Neurodevelopmental outcomes of preterm infants: a recent literature review / E. H. Chung, J. Chou, K. A. Brown // TranslPediatr. 2020 Feb. Vol. 9, suppl. 1. P. S3-S8. DOI: 10.21037/tp.2019.09.10
8. Preterm Neurodevelopmental Trajectories from 18 Months to 4.5 Years / R. Christensen, V. Chau, A. Synnes [et al.] // The journal of pediatrics. 2023 Jul. Vol. 258. Art. 113401. DOI: 10.1016/j.jpeds.2023.113401
9. Расстройства нервно-психического развития у детей и возможности их фармакотерапевтической коррекции / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, А. Н. Заваденко, В. В. Фатеева // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2021. Т. 121, № 11, вып. 2. С. 3845. DOI: 10.17116/jnevro202112111238
10. Пальчик, А. Б. Неврология недоношенных детей / А. Б. Пальчик, А. Е. Понятишин, Л. А. Федорова. 5-е изд., доп. и перераб. Москва : МЕДпресс-информ, 2021. 405 с.
11. Симченко, А. В. Комплексная модель оптимизации амбулаторной медицинской помощи недоношенным детям / А. В. Симченко, Е. Г. Асирян // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2025. Т. 24, № 1. С. 123129. DOI: 10.22263/2312-4156.2025.1.123
Поступила 05.05.2025 г.
Принята в печать 13.06.2025 г.
Сведения об авторах:
Симченко Анна Валерьевна – к.м.н., доцент, зав. мониторингового информационно-методического отделения детского здоровья, Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
Е.Г. Асирян – д.м.н., доцент, профессор кафедры педиатрии №1, проректор по научной работе, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
А.И. Богданович – к.м.н., главный врач ГУ «Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус».