DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2022.2.79
Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А.
К вопросу о коммуникативных позициях в общении студентов лечебного факультета ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №2. – С. 79-84.
Резюме.
Цель исследования – изучить коммуникативные позиции (КП) в общении студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать их динамические особенности.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 532 студента лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса – 386 человек (117 юношей и 269 девушек); 6 курса – 146 человек (33 юноши и 113 девушек).
Изучение коммуникативных позиций в общении проводилось с помощью методики Е.И. Рогова «Трансактный анализ общения».
Результаты. У студентов выявлены: более высокая представленность детской («зависимой») позиции у студентов 2ЛФ, доминирование взрослой позиции у студентов 6ЛФ, наименьшая представленность родительской позиции в общей выборке, более выраженный динамический рост формулы «взрослый – дитя – родитель» (ВДР) и снижение формулы «взрослый – родитель – дитя» (ВРД) у девушек в сравнении с юношами.
Заключение. Выявленные общие и гендерные особенности КП в общении свидетельствуют о том, что созданная в ВГМУ информационная и образовательная среда в целом оказывает благоприятное влияние на формирование коммуникативных навыков будущих врачей, что проявляется в гибком выборе студентами лечебного факультета КП в общении, адекватных требованиям образовательного процесса.
Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.
Ключевые слова: трансактный анализ, коммуникативные позиции, общение студентов, лечебный факультет.
Литература
1. Особенности коммуникативной толерантности студентов лечебного факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. ВГМУ. – 2021. – Т. 20, № 6. – С. 110–117.
2. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2020. – № 4. – С. 100–104.
3. Берн, Э. Трансактный анализ / Э. Берн. – Москва : Академ. проект : Трикста, 2004. – 187 с.
4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 576 с.
5. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. – Санкт-Петербург : ИД КАПИТАЛ, 2019. – 350 с.
6. Об этапах формирования конкурентоспособности выпускника ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 75-й науч. сес. ВГМУ (29-30 янв. 2020 г.) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т». – Витебск : ВГМУ, 2020. – С. 500–501. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
7. О мотивационных ориентациях в межличностных коммуникациях студентов-шестикурсников / С. А. Петрович [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 76-й науч. сес. ВГМУ, 28-29 янв. 2021 г., Витебск / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [под ред. А. Т. Щастного]. – Витебск : ВГМУ, 2021. – С. 378–379. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
Сведения об авторах:
Церковский А.Л. – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Гапова О.И. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Скорикова Е.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Петрович С.А. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Церковский Александр Леонидович.