Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.4.90

Кульбашна Я.А.1, Кабанова С.А.2, Кабанова А.А.2, Литовченко Н.М.1
Современные риски профессиональной деятельности преподавателей высшей медицинской школы в аспекте формирования синдрома выгорания
1Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г. Киев, Украина
2Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2018. – Том 17, №4. – С. 90-95.

Резюме.
Цель работы – определить вероятность развития синдрома профессионального выгорания у преподавателей высших медицинских учебных заведений.
Материал и методы. Исследование проведено на базе стоматологических факультетов Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца (НМУ, Киев, Украина) и Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ, Витебск, Беларусь). Лица, согласившиеся принять участие в исследовании, анонимно отвечали на вопросы анкеты, базовая часть которой представляет методику Бойко и дополнена авторами статьи с учетом социального и личностного статуса исследуемых. Ответам присваивалось определенное количество баллов соответственно фазам исследуемого феномена («Напряжение», «Резистентность», «Истощение»).
Результаты. Определено, что фаза «Напряжение» не сформирована у значительно большего (на 35%) числа преподавателей ВГМУ, и в 2 раза меньше белорусских коллег пребывают в процессе ее формирования. В фазе «Резистентность» наблюдается иное соотношение – у сотрудников НМУ эта фаза не сформирована более чем у половины исследуемых, и у каждого третьего преподавателя ВГМУ. В процессе формирования фазы «Истощение» пребывает почти в 5 раз больше преподавателей НМУ по сравнению с коллегами ВГМУ, т.е. примерно у половины исследованных сотрудников НМУ наблюдается активное развитие синдрома профессионального выгорания.
Заключение. У преподавателей высших медицинских учебных заведений, независимо от региона профессиональной деятельности, существует высокая вероятность развития синдрома профессионального выгорания с незначительными отклонениями большинства показателей в исследуемых группах в различных фазах. Тенденция формирования синдрома профессионального выгорания характеризуется признаками деперсонализации, эмоционального истощения и нарушения сферы профессиональной деятельности. Отмечается обратно пропорциональная корреляция социальных аспектов жизнедеятельности исследуемых и степени выраженности синдрома профессионального выгорания.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, преподаватели, высшее медицинское образование, компетентностный подход, эмоциональное истощение, деперсонализация.

Авторы выражают благодарность всем преподавателям ВУЗов, которые приняли участие в анкетировании по вопросам эмоционального выгорания.
     
Литература

1. Кульбашна, Я. А. Нові завдання і функції сучасного викладача закладу вищої медичної освіти у підготовці компетентного лікаря [Електронний ресурс] / Я. А. Кульбашна, Е. Г. Ткачук, В. А. Захарова // Освітол. дискурс. – 2018. – Режим доступу: http://od.kubg.edu.ua/index.php/journal/article/view/497. – Дата доступу: 17.07.2018.
2. The Relationship between Burnout Syndrome and Emotional Intelligence in Healthcare Professionals / E. M. Vlachou [et al.] // Health Science J. – 2016. – Vol. 10, N 5. – P. 1–9.
3. The Asossiation between burnout syndrome and personality in Japanese nursing students / К. Takemura [et al.] // Inter. J. Recent Sci. Res. – 2015. – Vol. 6, N 7. – С. 5545–5549.
4. Burnout syndrome in medical professionals: a manifestation of chronic stress with counterintuitive passive characteristics / R. Ptacek [et al.] // Neuro. Endocrinol. Lett. – 2013. – Vol. 34, N 4. – С. 259–264.
5. Ткачук, Е. Г. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущих врачей в профилактике синдрома профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Е. Г. Ткачук, Я. А. Кульбашна // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Витебск, 2017. – С. 627–630. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Burnout’s Syndrome in Dentists / C. A. S. Garbin [et al.] // J. Depress Anxiety. – 2012. – Vol. 1. – Р. 109.

Сведения об авторах:
Кульбашна Я.А. – д.пед.н., к.м.н., профессор кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г.Киев, Украина;
Кабанова С.А. – к.м.н., доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии с курсами стоматологии детского возраста и ортодонтии, ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Кабанова А.А. – к.м.н., доцент, заведующая кафедрой челюстно-лицевой хирургии с курсами стоматологии детского возраста и ортодонтии, ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Литовченко Н.М. – к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г.Киев, Украина.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра челюстно-лицевой хирургии с курсами стоматологии детского возраста и ортодонтии, ФПК и ПК. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Кабанова Арина Александровна.

Поиск по сайту