Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.4.18

Кирпиченко А.А.
Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №4. – С. 18-26.

Резюме.
В статье описана актуальность и необходимость первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди школьников, рассмотрена необходимость научного обоснования и доказательность эффективности применения программ по профилактике потребления психоактивных веществ в разных странах. Сделан краткий литературный обзор об опыте первичной профилактики употребления психоактивных веществ в Беларуси, России и странах дальнего зарубежья. Подробно изложена разработанная, апробированная и внедренная в практику учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы – сами» для 5-8 классов учреждений общего среднего образования. Описаны цели программы факультативных занятий, его структура, а также подробно изложены его задачи. Освещена организационно-методическая работа, которая была проведена для успешного проведения цикла (семинары с педагогами-психологами, индивидуальные консультации по запросу, подведение промежуточных результатов после 5 занятий и семинар по заключительному этапу апробации методических материалов и окончательных результатов).
Даны первичные результаты эффективности программы, полученные на основе опроса учащихся, родителей и преподавателей, а также результаты мониторинга распространения и внедрения учебной программы «Мы – сами» в Витебской области, которые продемонстрировали её востребованность и перспективность использования. По результатам статьи сделаны выводы об эффективности профилактической работы со школьниками по предупреждению употребления психоактивных веществ, методах её совершенствования.
Ключевые слова: профилактика, психоактивные вещества, школьники.

Литература

1. Копытов, А. В. Роль и влияние импульсивности на формирование алкогольной зависимости у лиц подросткового и молодого возраста мужского пола / А. В. Копытов // Мед. журн. – 2011. – № 3. – С. 73–79.
2. Мужиченко, В. А. Анализ агрессивных тенденций у девочек-подростков с алкогольным аддиктивным поведением / В. А. Мужиченко, А. В. Копытов, А. А. Кирпиченко // Мед. журн. – 2015. – № 1. – С. 97–101.
3. Клименко, Т. В. Глобальное профилактическое пространство как механизм профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни / Т. В. Клименко, А. А. Козлов // Вопр. наркологии. – 2021. – № 3. – С. 7–18.
4. Статья 152. Система общего среднего образования // Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii/statya-152. – Дата доступа: 30.08.2021.
5. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2019 год [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2019/Press_Kit/Russian_INCB_press_kit_final.pdf. – Дата доступа: 30.09.2021.
6. Kirpichenka, A. V. Abuse of alcohol by adolescent girls / A. A. Kirpichenka, A. V. Kopitov, V. A. Muzhichenka // Alcohol. Alcoholism. – 2017. – Vol. 52, suppl. 1. – P. i31–i49.
7. Международные стандарты по профилактике употребления наркотиков [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/drug-prevention-andtreatment/PreventionStandards/RU/Standards_RU_2.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
8. Руководство по проведению программ обучения навыкам жизни в семье в целях предотвращения злоупотребления психоактивными веществами [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 2009. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/russia//Reports/Russian_ Family_Guide.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
9. The New D.A.R.E. Program-This One Works : the “keepin’ it REAL” substance-abuse curriculum focuses on elementary and middle-school students’ decisions, not drugs [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.scientificamerican.com/article/the-new-d-a-r-e-program-this-one-works/. – Date of access: 30.08.2021.
10. D.A.R.E. is substance abuse prevention education and much more! [Electronic resource]. – Mode of access: https://dare.org/about/. – Date of access: 30.08.2021.
11. Реализация алкогольной политики в странах Содружества Независимых Государств: рабочее совещание «стран-первопроходцев» [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. – Копенгаген, 2020. – Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/335948/WHO-EURO-2020-1202-40948-55498-rus.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
12. Корчагина, Г. А. Оценка эффективности программ профилактики потребления психоактивных веществ / Г. А. Корчагина, Е. В. Фадеева // Мед. психология в России. – 2015. – № 2. – С. 1–12.
13. Воробьева, Т. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска [Электронный ресурс] / Т. Воробьева, А. Ялтонская. – Москва, 2008. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/russia//Manuals/080516_Manual_Life_Skills_Maket_Final.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
14. Воробьева, Т. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска [Электронный ресурс] : метод. пособие / Т. Воробьева, А. Ялтонская. – Москва, 2008. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/russia/Manuals/080516_Vulnerable_Youth_Maket_Final.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
15. Воробьева, Т. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков [Электронный ресурс] : практикум / Т. Воробьева, А. Ялтонская. – Москва, 2008. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/russia//Manuals/080616_Training_Manual_Maket_Final.pdf. – Дата доступа: 30.08.2021.
16. Корчагина, Г. А. Предпосылки для проведения научно обоснованной профилактики употребления психоактивных веществ / Г. А. Корчагина // Вопр. наркологии. – 2021. – № 3. – С. 5–6.
17. Медицинская профилактика наркологических заболеваний : клин. рекомендации / Е. А. Брюн [и др]. – Москва : НьюТерра, 2015. – 154 с.
18. Григорьева, А. А. Роль профилактики употребления психоактивных веществ для предотвращения суицидального поведения в подростковом возрасте / А. А. Григорьева, Е. М. Амелина // Вопр. наркологии. – 2021. – № 3. – С. 71–84.
19. Mann, J. J. Improving Suicide Prevention Through Evidence-Based Strategies: A Systematic Review / J. J. Mann, C. A. Michel, R. P. Auerbach // Am. J. Psychiatry. – 2021 Jul. –Vol. 178, N 7. – P. 611–624.
20. Adolescent connectedness and adult health outcomes / R. J. Steiner [et al.] // Pediatrics. – 2019 Jul. – Vol. 144, N 1. – e20183766.
21. Nonmedical prescription opioid use by parents and adolescents in the US / P. C. Griesler [et al.] // Pediatrics. – 2019 Mar. – Vol. 143, N 3. – e20182354.
22. Henry, K. L. Fathers’ alcohol and cannabis use disorder and early onset of drug use by their children / K. L. Henry // J. Stud. Alcohol. Drugs. – 2017 Mar. – Vol. 78, N 3. – P. 458–462.
23. Contribution of illicit/non-prescribed marijuana and hard-drug use to child-abuse and neglect potential while considering social desirability / B. Donohue [et al.] // Br. J. Soc. Work. – 2019 Jan. – Vol. 49, N 1. – P. 77–95.
24. Сиволап, Ю. П. Жестокое обращение с детьми и его влияние на психическое здоровье / Ю. П. Сиволап, А. А. Портнова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2016. – № 7. – С. 108–112.
25. Childhood trauma and later opioid dependence / E. Davids [et al.] // Krankenhauspsychiatrie. – 2006. – Vol. 17, N 3. – P. 92–95.
26. Создание и методическое сопровождение учебной программы факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы – сами» / А. А. Кирпиченко [и др.] // Вопр. наркологии. – 2017. – № 6. – С. 59–61.
27. Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/2836-uchebnye-programmy-fakultativnykh-zanyatij-vospitatelnoj-napravlennosti.html. – Дата доступа: 30.08.2021.
28. Крутовцова, Н. А. «Мы – сами» – опыт создания и сопровождения учебной программы факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для 5-8 классов учреждений общего среднего образования / Н. А. Крутовцова // Соврем. образование Витебщины. – 2016. – № 2. – С. 88–91.
29. Крутовцова, Н. А. Формирование жизненной устойчивости обучающихся к социально неблагоприятным факторам / Н. А. Крутовцова // Соврем. образование Витебщины. – 2015. – № 1. – С. 49–55.

Сведения об авторах:
Кирпиченко А.А. – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психиатрии и наркологии с курсом ФПК и ПК. Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Кирпиченко Андрей Александрович.

Поиск по сайту