Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.4.81

Бизунков А.Б., Криштопова М.А.
Анализ возможностей повышения качества образования путем использования игровых методов обучения
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №4. – С. 81-88.

Резюме.
Целью работы была оценка возможностей повышения качества медицинского образования путем использования игровых методов обучения. В статье обсуждаются характер и причины кризисных явлений в высшей медицинской школе, наблюдаемых в последние десятилетия. Дана сравнительная оценка предлагаемых путей повышения качества медицинского образования. Анализ имеющихся трендов в области повышения эффективности образовательного процесса показал, что перспективным решением этой проблемы могут стать игровые методы обучения, которые лишены из­быточной формализации и в полной мере способствуют раскрытию креа­тивного потенциала обучающегося. Учебные игры моделируют реальные клинические ситуации, недостижимые в образовательном процессе. Обучающая игра обеспечивает многоальтернативность возможных решений, которые приходится принимать в условиях ситуаций высокой степени неопределенности. Предложена и апробирована форма  контроля знаний по клинической анатомии ЛОР-органов при помощи игрового метода. Разработана игра для двух команд в рамках заданного игрового сценария с простым и прозрачным методом оценки результатов.
Ключевые слова: игровые методы обучения, педагогика высшей школы, интерактивное обучение, качество образования, игровая деятельность.

Литература

1. Fazakerly, A. Fears ‘economic hit squad’ will use Covid crisis to kill off some UK universities [Electronic resource] / A. Fazakerly // The Guardian. – 2020 Nov. – Mode of access: https://www.theguardian.com/education/2020/nov/14/fears-economic-hit-squad-will-use-covid-crisis-to-kill-off-some-uk-universities. – Date of access: 07.06.2021.
2. Problems and Prospects of Higher Education System Development in Modern Society / T. I. Avdeeva [et al.] // Eur. Res. Studies J. – 2017 Jan. – Vol. 20, N 4. – P. 112–124.
3. Журавков, М. А. Высшее образование: еще «вчера» или уже «завтра»? / М. А. Журавков // Выш. шк. – 2020. – № 3. – С. 3–12.  
4. Пешев, Л. П. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России [Электронный ресурс] / Л. П. Пешев, Н. А. Ляличкина // Современ. проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26826. – Дата доступа: 07.06.2021.
5. Буш, Е. Информационная интоксикация. Педагогический диагноз для современных студентов-медиков неутешителен [Электронный ресурс] / Е. Буш // Мед. газета. – 2018. – 7 марта (№ 9). – Режим доступа: http://www.mgzt. ru/n-9-ot-7-marta-2018-g/informatsionnaya-intoksikatsiya. – Дата доступа: 06.07.2021.
6. Smart drugs «as common as coffee»: media hype about neuroenhancement / B. J. Partridge [et al.] // PLoS One. – 2011. – Vol. 6, N 11. – e28416.
7. Асмоловский, А. В. Особенности преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии на современном этапе / А. В. Асмоловский, С. В. Шаматкова // Вестн. ВГМУ. – 2019. – Т. 18, № 5. – С. 114–119.
8. Buja, L. M. Medical education today: all that glitters is not gold / L. M. Buja // BMC Med. Educ. – 2019 Apr. – Vol. 19.
9. Lloyd-Jones, G. Beyond ‘tomorrow’s doctors’: a review of basic medical education in the UK / G. Lloyd-Jones // Ann. Trop. Paediatr. – 2005 Jun. – Vol. 25, N 2. – P. 71–78.
10. Overberg, J. ‘Skipping the quality abracadabra’: academic resistance to quality management in Finnish higher education institutions and quality managers’ strategies to handle it / J. Overberg // Quality Higher Educ. – 2019 Nov. – Vol. 25, N 3. – P. 227–244.
11. Vogel, L. Educators propose “flipping” medical training / L. Vogel // CMAJ. – 2012 Sep. – Vol. 184, N 12. – P. E625–E626.
12. Черкасова, О. А. Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях / О. А. Черкасова, С. А. Черкасова // Вестн. науки и образования. – 2016. – № 8. – С. 7–9.
13. Игнатьева, Е. Ю. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта / Е. Ю. Игнатьева // Вестн. Север. (Аркт.) федер. ун-та. Сер. Гуманитар. и социал. науки. – 2015. – № 1. –С. 150–155.
14. Еловская, С. В. Интерактивное обучение в высшем образовании / С. В. Еловская, Т. Н. Черняева // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 83–87.  
15. Александров, Е. А. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как факт активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт / Е. А. Александров, М. Г. Шульман // Вестн. ТГПУ. – 2018. – № 1. – С. 116–122.
16. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «Бакалавр» [Электронный ресурс] : приказ М–ва образования и науки Рос. Федерации, 17 янв. 2011 г., № 57. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/6/20111115124559.pdf. – Дата доступа: 07.07.2021.
17. Василенко, В. Г. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей школе / В. Г. Василенко // Вестн. РМАТ. – 2014. – № 1. – С. 84–94.
18. Whitton, N. Fun and games in higher education: an analysis of UK student perspectives / N. Whitton, M. Lanqan // Teach. Higher Educ. – 2019. – Vol. 24, N 8. – P. 1000–1013.
19. Baid, H. Enjoyable Learning: The Role of Humour, Games, and fun Activities in Nursing and Midwifery Education / H. Baid, N. Lambert // Nurse Educ. Today. – 2010 Aug. – Vol. 30, N 6. – P. 548–552.
20. Mark, E. Student Satisfaction and the Customer Focus in Higher Education / E. Mark // J. Higher Educ. Policy Management. – 2013 Jan. – Vol. 35, N 1. – P. 2–10.
21. Бизунков, А. Б. Инновационные технологии в преподавании оториноларингологии / А. Б. Бизунков, В. П. Ситников, Э. Я. Морозова // Проблемы здоровья и экологии. – 2009. – № 1. – С. 133–136.
22. Нечаева, Т. В. Особенности использования деловых и ролевых обучающих игр в сфере высшего образования / Т. В Нечаева, Е. Н. Ложкомоева // Мир науки, культуры и образования. – 2018. – № 2. – С. 261–264.
23. Makarius, E. Edutainment: Using Technology to Enhance the Management Learning Experience / E. Makarius // Management Teach. Rev. – 2017 Mar. – Vol. 2, N 1. – P. 17–25.
24. Information technology and edutainment: Education and Entertainment in the age of interactivity / F. Corona [et al.] // Int. J. Digital Lit. Digital Competence. – 2013 Jun. – Vol. 4, N 1. – P. 12–18.
25. Dachner, A. M. A systematic approach to educating the emerging adult learner in undergraduate management courses / A. M. Dachner, B. Polin // J. Management Educ. – 2016 Apr. – Vol. 40, N 2. – P. 121–151.

Сведения об авторах:
Бизунков А.Б. – к.м.н., доцент кафедры оториноларингологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Криштопова М.А. – к.м.н., доцент, заведующая кафедрой оториноларингологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра оториноларингологии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Бизунков Александр Борисович.

Поиск по сайту