Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2021.5.96

Беляева Л.Е., Лигецкая И.В.
Проблемы и перспективы использования элементов дистанционного обучения в процессе преподавания патологической физиологии: взгляд студентов и преподавателей
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2021. – Том 20, №5. – С. 96-103.

Резюме.
Цель исследования – оценить проблемы, возникшие при использовании элементов дистанционного обучения на кафедре патологической физиологии ВГМУ во время неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением Covid-19, и оценить перспективы дальнейшего использования дистанционного обучения на основании результатов анкетирования студентов и преподавателей.
Материал и методы. Материалом исследования послужили анкеты студентов (n=161) и преподавателей (n=35) ВГМУ о средствах и методах организации, достоинствах и недостатках использования элементов дистанционного обучения, по сравнению с традиционными методами обучения.
Результаты. Большинство студентов и преподавателей (73 и 80%, соответственно) хорошо адаптировались к условиям более широкого использования элементов дистанционного обучения на кафедре патологической физиологии; и студенты (59,1% опрошенных), и преподаватели (68,8% опрошенных) отметили увеличение нагрузки на них в этот период; большинство студентов и преподавателей предпочитают традиционную форму обучения с элементами дистанционного обучения. Подавляющее большинство студентов удовлетворены организацией образовательного процесса на кафедре патологической физиологии в условиях более широкого использования элементов дистанционного обучения и хотели бы увеличить продолжительность видеоконференций при использовании платформы Zoom.
Заключение. Опыт работы в дистанционном режиме показал, что основной проблемой обеих сторон образовательного процесса явилось увеличение нагрузки, а у студентов – еще и необходимость четко контролировать свое время и структурировать рабочий день. В случае необходимости расширение использования элементов дистанционного обучения позволит сохранить образовательный процесс на кафедре патологической физиологии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, анкетирование, образовательный процесс.

Литература

1. Штыхно, Д. А. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев // Открытое образование. – 2020. – Т. 24, № 5. – С. 72–81.
2. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период, август 2020 [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf. – Дата доступа: 24.09.2020.
3. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2004. – 416 с.
4. Шаров, В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / В. С. Шаров // Изв. Рос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 236–240.
5. Панарина, Н. А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях / Н. А. Панарина // Социол. исслед. – 2004. – № 4. – С. 116–120.
6. Вайнштейн, Ю. В. Проблемы развития дистанционного образования / Ю. В. Вайнштейн // Science Time. – 2014. – № 10. – С. 64–70.
7. Atreya, A. Distant virtual medical education during COVID-19: half a loaf of bread / A. Atreya, J. Acharya // Clin. Teach. – 2020 Aug. – Vol. 17, N 4. – P. 418–419.
8. Лигецкая, И. В. Опыт использования наглядных учебных пособий на кафедре патологической физиологии УО «Витебский государственный медицинский университет» / И. В. Лигецкая, Л. Е. Беляева // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 75-й науч. сес. ВГМУ (29-30 янв. 2020 г.) / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, УО «Витеб. гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т». – Витебск : ВГМУ, 2020. – С. 452–454. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Сведения об авторах:
Беляева Л.Е. – к.м.н., доцент, заведующая кафедрой патологической физиологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Лигецкая И.В. – магистр биологических наук, старший преподаватель кафедры патологической физиологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра патологической физиологии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Беляева Людмила Евгеньевна.

Поиск по сайту