Menu

A+ A A-

Полный текст статьи

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2023.3.09

И.В. Городецкая, Е.В. Ковалёва
Особенности структуры эмпатии и устойчивости медицинских работников к стрессу
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. – 2023. – Том 22, №3. – С. 09-18.

Резюме.
В результате проведенного нами исследования, основанного на анализе данных как отечественных, так и зарубежных исследователей, установлено, что эмпатические способности и стрессоустойчивость медиков имеют гендерные и национальные особенности, зависят от специальности, а для студентов – ещё и от наличия дисциплин по навыкам коммуникации в учебных планах учреждений образования.
Девушки-студентки имеют более выраженные эмпатические способности по сравнению с юношами. В процессе обучения в медицинском университете наблюдается некоторое снижение эмпатических способностей.
Между уровнем эмпатии врачей и клиническими результатами ведения пациентов существует прямая связь, указывающая на то, что эмпатические навыки являются важным фактором, определяющим профессиональную компетентность врача и результаты лечения.
Выраженность эмпатии зависит от профиля врачебной деятельности, при этом не существует некоего нормативного уровня. Эмпатические установки у специалистов хирургического профиля несколько ниже, чем у врачей-терапевтов. Врачи, проявляющие большую заинтересованность и сочувствие к пациентам, получают от них больше информации о состоянии здоровья, психологических и социальных проблемах. Это повышает качество врачебной помощи и определяет большую удовлетворенность пациентов оказанными медицинскими услугами, что, в свою очередь, улучшает результаты лечения, сокращает сроки выздоровления пациентов за счет оптимизации процесса выздоровления.
Общий уровень профессионального стресса работников здравоохранения и молодых специалистов в среднем является высоким. Его величина зависит от профильной специализации медицинского работника и содержательного контекста его профессионального труда.
Проведенный анализ доказывает необходимость совершенствования эмпатических способностей будущих врачей и повышения их стрессоустойчивости в процессе обучения в медицинском университете.
Ключевые слова: эмпатия, стрессоустойчивость, медицинские работники.

Литература

1. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. 505 с.
2. Городнова, М. Ю. Эмпатические способности специалиста как важный элемент лечебной среды / М. Ю. Городнова // Рос. семейн. журн. 2013. Т. 18, № 2. С. 20–23.
3. Этические аспекты отношений врача и пациента в современной системе Российского здравоохранения / В. А. Катрунов [и др.] // Бюл. мед. интернет-конф. 2016. Т. 6, № 1. С. 203–204.
4. Rogers, С. R. Empathie: an unappreciated way of being / С. R. Rogers // Counseling Psychologist. 1975. Vol. 5, N 2. P. 2–10.
5. Михеева, А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А. В. Михеева // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 2. С. 82–87.
6. Гацура, С. В. Первый российский опыт использования шкалы эмпатии Джефферсона для оценки коммуникативной компетентности выпускников медицинского вуза / С. В. Гацура, О. А. Гацура, В. Г. Дерюшкин // Инфекц. болезни: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 8, № 3. С. 85–89.
7. Tariq, N. Differences in empathy levels of medical students based on gender, year of medical school and career choice / N. Tariq, A. Tayyab, T. Jaffery // J. Coll. Physicians Surg. Pak. 2018 Apr. Vol. 28, N 4. P. 310–313.
8. Empathy in Chinese medical students: psychometric characteristics and differences by gender and year of medical education / D. Wen [et al.] // BMC Med. Educ. 2013 Sep. Vol. 13, N 1. P. 130.
9. Brazilian version of the Jefferson scale of empathy: psychometric properties and factor analysis / H. B. M. S. Paro [et al.] // BMC Med. Educ. 2012 Aug. Vol. 12, N 1. Art. 73.
10. Empathy in undergraduate medical students of Bangladesh: psychometric analysis and differences by gender, academic year, and specialty preferences / A. Mostafa [et al.] // ISRN Psychiatry. 2014 Apr. Vol. 2014. Art. 375439.
11. ArtiranIgde, F. Changes in empathy during medical education: an example from Turkey / F. Artiran Igde, M. K. Sahin // Pak. J. Med. Sci. 2017 Sep-Oct. Vol. 33, N 5. P. 1177–1181.
12. Khademalhosseini, M. Comparison of empathy score among medical students in both basic and clinical levels / M. Khademalhosseini, Z. Khademalhosseini, F. Mahmoodian // J. Adv. Med. Educ. Prof. 2014 Apr. Vol. 2, N 2. P. 88–91.
13. Empathy in Chinese eight-year medical program students: differences by school year, educational stage, and future career preference / D. Li [et al.] // BMC Med. Educ. 2018. Vol. 18, N 1. Art. 241.
14. Эмпатические способности студентов УО ВГМУ / В. Н. Шиленок [и др.] // Инновационные обучающие технологии в медицине : сб. материалов Междунар. Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Витебск : ВГМУ, 2017. С. 396–400.
15. Student empathy levels across 12 medical and health professions: an interventional study / B. Williams [et al.] // J. Compassionate Health Care. 2015. Vol. 2, N 1. Art. 4.
16. Богачева, О. Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) / О. Ю. Богачева // Психология и психотехника. 2013. № 2. С. 196–202.
17. Van Dulmen, S. Patients’ preferences and experiences in handling emotions a study on communication sequences in primary care medical visits / S. van Dulmen, A. van den Brink-Muinen // Patient Educ. Couns. 2004 Oct. Vol. 55, N 1. P. 149–152.
18. Levinson, W. Physicians’ psychosocial beliefs correlate with their patient communication skills / W. Levinson, D. Roter // J. Gen. Intern. Med. 1995 Jul. Vol. 10, N 7. P. 375–379.
19. The relationship between physician empathy and disease complications / S. Del Canale [et al.] // Acad. Med. 2012 Sep. Vol. 87, N 9. P. 1243–1249.
20. Physicians’ empathy and clinical outcomes for diabetic patients / M. Hojat [et al.] // Acad. Med. 2011 Mar. Vol. 86, N 3. P. 359–364.
21. Practitioner empathy and duration of the common cold / D. P. Rackel [et al.] // Fam. Med. 2009 Jul-Aug. Vol. 41, N 7. P. 494–501.
22. The actual role of general practice in the dutch health-care system. Results of the second dutch national survey of general practice / F. G. Schellevis [et al.] // Med. Klin. (Munich). 2005 Oct. Vol. 100, N 10. P. 656–661.
23. Петрова, Н. Г. О проблеме стресса среди среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, С. Г. Погосян, Б. В. Эпельман // Scientific Heritage. 2020. № 48-2. С. 43–46.
24. Корехова, М. В. Профессиональный стресс в деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М. В. Корехова, И. А. Новикова, А. Г. Соловьев // Медицина труда и пром. экология. 2019. Т. 59, № 7. С. 417–423.
25. Леонова, А. Б. Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций / А. Б. Леонова, М. А. Багрий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2009. № 3. С. 44–53.
26. Мамадиярова, Д. У. Уровни профессионального стресса у врачей общей практики / Д. У. Мамадиярова // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2020. № 18. С. 14–17.
27. Прокаева, Е. А. Развитие дистресса у врачей-стоматологов детских во время их профессиональной деятельности / Е. А. Прокаева // Бюл. мед. интернет-конф. 2016. Т. 6, № 6. С. 1104.
28. Доника, А. Д. Профессиональный стресс врачей: социальные и медицинские аспекты / А. Д. Доника, А. Ю. Руденко, И. В. Засядкина // Междунар. журн. приклад. и фундам. исслед. 2011. № 12. С. 113.
29. Погодаева, М. В. Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе / М. В. Погодаева, Ю. В. Чепурко, О. А. Молокова // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2019. Т. 21, № 4. С. 1005–1013.
30. Степень выраженности стресса у студентов медицинского университета / А. М. Раушанова [и др.] // Наука и здравоохранение. 2013. № 6. С. 91–93.
31. Захарова, Е. В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е. В. Захарова // Молодой ученый. 2018. № 46. С. 251–252.
32. Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание в условиях эпидемической обстановки / С. В. Пронин [и др.] // Безопасность человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 5-8 мая 2020 г.) / под науч. ред. М. Г. Чухровой. Новосибирск, 2020. С. 142–147.
33. Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии COVID-19: ситуационные и психологические факторы / А. Б. Холмогорова [и др.] // Консультатив. психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 9–47.
34. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России / Ю. П. Зинченко [и др.] // Обществ. здоровье. 2021. Т. 1, № 1. С. 65–89.
35. Доронина, Т. В. Уровень воспринимаемого стресса и особенности копинг-стратегий медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 / Т. В. Доронина, А. Е. Окулова, Е. В. Арцишевская // Клин. и спец. психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 64–83.

Сведения об авторах:
И.В. Городецкая – д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, https://orcid.org/0000-0002-7388-4244
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – Городецкая Ирина Владимировна;
Е.В. Ковалёва – студентка 5 курса лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Поиск по сайту